Ольга Соловьева
Астрология и психология
Сны, архетипы и лечение во сне. Отправить на E-mail Версия для печати

Вы бы, вероятно, удивились, если бы ваш личный врач во время вашего очередного ежегодного визита задал бы вам вопрос: «Что вам снилось прошлой ночью?». Но тысячи лет назад для врачей Древнего Египта и Греции такой вопрос был совершенно обыденным. Еще в древнем Шумере сны героев и правителей всегда подробно записывались. Библия, особенно Ветхий Завет, изобилует ссылками на божественные и пророческие сны, и на протяжении многих веков некоторые из выдающихся умов того времени снова и снова являлись из глубин истории со своими уникальными изобретениями, идеями, предлагая способы решения множества проблем и даже способы лечения болезней через сновидения.  

 

И все же, несмотря на те знания, которыми веками полнится растущее количество литературы о сновидениях, сны остаются очень личной сферой. Собственные соображения сновидца относительно содержания его сна, как бы то ни было, являются лучшим ключом к загадкам этого таинственного царства. Когда вы пытаетесь поговорить с людьми о снах, как правило, все говорят примерно одно и то же: «Я никогда не вижу снов» (что в действительности значит «Я не помню своих снов») или «Э-э, старик, прошлой ночью я видел ужасный сон, наверно, что-то с пищеварением». Существуют еще эпические сновидцы, они видят множество ярких снов и убеждены, что их сны важнее, чем бодрствование. 

 

Взрослые сновидцы, которые действительно постоянно видят яркие, событийные, осмысленные сны, начинают видеть их еще в детстве. Большинство из этих снов теряется, забывается, потому что им не уделяют достаточно внимания, или же они, как и мифы, считаются, к сожалению просто «фантазиями», так как детские сны - самые божественные и сверхъестественные. Дети часто рисуют то, что чувствуют, и тем детям, которые постоянно видят сны, лучше было бы предложить зарисовывать свои сны, а не записывать в дневники, как это делают взрослые. 

 

Пророческие, вещие сны оказываются на удивление частым явлением, если уделить этому больше внимания, и, вероятно, сновидческое наследие древних также изобилует подобными примерами. Собственно в процессе и состоянии сна с тех пор ничего не изменилось, но если в наше время вы работаете со своими сновидениями в лечебных целях, скорее всего, это происходит в кабинете психотерапевта.  

Сны действительно могут иметь большое значение для современной медицины - такое же, какое они имели для медицины древнегреческой. Это хорошая новость для всех нас. Почему? Потому что сны - еще один важнейший способ связи с царством мифов. Сны - это наши личные мифы. Мы отбираем для них актеров, режиссируем их, костюмируем и ставим - мы сами себе киностудия. Какую же историю мы рассказываем? И, что еще более важно, светлая ли, счастливая ли это история, или это страшная история, которая беспокоит и преследует нас, как тень, в течение всего дня? И правда ли то, во что верили греки, - что сны могут дать нам исцеление от болезней, терзающих нас? Разрешаем ли мы наши жизненные неурядицы, исцеляясь и воспаряя духом благодаря нашим снам? И находимся ли мы в контакте с божественными силами, которые наставляют нас и помогают нам идти вперед? 

 

Лечение во сне 

 

Чтобы говорить о снах в контексте исцеления, мы должны познакомиться с богом Эскулапом (Асклепий). Как и многие смертные, ставшие затем бессмертными, Эскулап был ребенком земной женщины и одного из великих богов. Его отцом был Аполлон, планетарный бог солнца и покровитель целителей; его матерью была Коронис из Тессалии, смертная женщина. Коронис была убита стрелой своего ревнивого любовника во время беременности. Терзаемый угрызениями совести, Аполлон спас нерожденного ребенка и «инкубировал» его. Когда Эскулап вырос, он был послан к Хирону, старому мудрому кентавру, который воспитал многих мифологических героев, включая знаменитого Ахилла. Хотя Аполлон был «биологическим отцом» Эскулапа, Хирон стал его духовным отцом и учителем. 

 

О Хироне мы узнаем гораздо больше в свое время. Но сейчас необходимо отметить, что всегда существовали и будут существовать мифологические персонажи, по имени которых не были названы ни планета, ни астероид. Это не значит, что эти персонажи — некоторые из них являются весьма влиятельными божествами — не присутствуют в человеческой душе и не учитываются астрологией. На самом деле, эти архетипы устанавливают с нами контакт также через планеты и при содействии других божеств, с которыми они имеют близкие отношения. Прометей, подаривший людям огонь,  проявляет себя в основном при содействии Урана.  Дионис, бог экстаза, -  через Нептун; Персефона, царица мертвых, — через Плутон, планету, названную по имени ее мужа. Архетип Эскулапа, таким образом, контактирует с нами через планетоид Хирон. Они были не просто учителем и учеником, но оба были ранены и оба были целителями. По представлению греков, настоящим целителем мог быть только тот, кто сам был ранен: «Кто ранен, может исцелить». Как и в гомеопатии, исцеление заключено в болезни, сам целитель носит в себе недуг. 

 

Эскулап был таким великим целителем, что о нем говорили, будто он способен оживлять мертвых. Плутон, повелитель подземного царства, жаловался богам, что Эскулап крадет у царя тьмы причитающиеся ему души. Юпитер убил Эскулапа ударом молнии, но, одумавшись, возвратил ему жизнь, сделав бессмертным, и подарил ему место среди звезд, где он запечатлен с огромной змеей, обвившейся вокруг него. Это созвездие Офиукус, что буквально означает «держащий змею». Оно расположено на небе между поздним Скорпионом и средним Стрельцом. 

 

Интересно отметить, что как Эскулап, так и Хирон были увековечены в созвездиях, относящихся к архетипу Стрельца, — Хирон стал созвездием Кентавра, а сам Стрелец является кентавром; Офиукус же непосредственно расположен в Стрельце. 

 

Поскольку Эскулапа учил Хирон, известный как целитель-травник, естественно было бы думать, что сам Эскулап также занимался лечением травами, но в Древней Греции он был более знаменит исцелением через сновидения. 

 

По всему древнему миру стояли храмы бога Эскулапа, куда люди приходили за исцелением физических и душевных недугов. Один из этих храмов находился на греческом полуострове, в Эпидавре, считавшемся местом рождения этого бога; но самый крупный храм был на острове Кос. Именно в храме Эскулапа на Косе Гиппократ, основатель западной медицины, получил начальное образование, и так появилась символическая связь между древними традициями снотерапии и основами современной медицины. В V в. до н. э. культ Эскулапа процветал во всей Греции, а инкубация снов практиковалась столь широко, что на тот момент насчитывалось около 400 эскулапионов, или храмов снов, которые были возведены по образцу храма в Эпидавре. 

 

Однако свое начало инкубация снов берет гораздо раньше; лечение снами практиковалось еще в Египте, как минимум на 1000 лет раньше эллинов, и минойцы, населявшие Крит, похоже, также были знакомы с этой практикой. Есть основания полагать, что храм Аполлона в Дельфах был изначально храмом снов, принадлежавшим древней богине земли Хтон. Когда Аполлон убил ее змею и занял это место, Хтон отомстила за себя. Как говорит Еврипид: 

 

Современные физики, астрологи, целители и специалисты по снотерапии должны бы завидовать своим предшественникам. Люди в то время были настолько уверены, что посещение храма снов принесет им чудесное исцеление, что требования, предъявляемые для допуска в храм, ужесточились и многие жаждущие подолгу ждали своего часа. Как в храме в Дельфах, так и в эскулапионе в Эпидавре, нужно было сначала сделать заявку, ждать разрешения на прием и затем совершить определенные приношения и ритуалы. Хотя эти ритуалы изменялись от раза к разу и от места к месту, они имели некоторые универсальные особенности. 

 

Некоторые ритуалы подразумевали пост, прием очистительных ванн или подношение чего-либо богу. Считалось, что омовение не только очищает тело, но и освобождает душу для общения с исцеляющим богом. От некоторых пришедших за исцелением требовалось уединение в помещениях храма для медитации. Они подвергались специальным диетам, иногда употребляя в пищу только определенное растение или напиток, которые должны были помочь им подготовиться к исцелению. Они посещали сеансы лечебного массажа и проводили день-два в безмолвном созерцании и раздумье. Другим необходимым элементом исцеления была музыка. Сам Хирон был музыкантом и учил врачей музицировать; Аполлона, бога целителей, практически всегда изображают с лирой. После всех этих приготовлений пациент был готов ко сну во внутреннем святилище храма, но только после того, как бог или богиня подадут знак, приглашающий пациента войти. 

 

Святилище называлось толос или абатон и почти всегда в нем бил источник, исходящий из глубокой скважины в земле. Бегущая вода или источники были необходимыми составляющими исцеления, и большинство храмов возводились близ водопадов, водных пещер или близ моря. Храмы в Эпидавре и на Косе располагались недалеко от моря, и вдобавок рядом были источники. В этом отношении эскулапионы напоминали древнейшие храмовые сооружения и места поклонения богам. Кастальский источник протекает рядом с храмом Аполлона в Дельфах, а храм Трофония в Левадии имеет на своей территории огромное количество пещер и водопадов. В двух этих храмах пациент-сновидец снимал свои одежды, его закутывали в специальные ткани или шкуры, как для погребения, и затем он спускался в глубину пещеры, куда не проникал ни единый луч света. 

 

Здесь, внутри этих древних храмов, во чреве земли, часто обитали змеи, которые могли принять непосредственное участие в сновидении. Змеи были также неотъемлемой частью процесса исцеления, и они часто сопровождали исцеляющих богов и богинь. Меркурий или Гермес, который сопровождает души в мир снов и обратно, так же как и в Аид и из него, несет с собой кадуцей — жезл с двумя сплетенными змеями, изначально ассоциируемый с Аполлоном; щит Афины украшен золотой змеей. 

 

В культе Эскулапа эти змеи имели особенное значение. В греческой и римской иконографии Эскулап чаще всего изображался с посохом, жезлом (или просто веткой дерева), который обвивает змея. Этот символ похож, но не идентичен символу Меркурия. В эскулапионах обычно стояла статуя Эскулапа — некоторые статуи были высечены из камня, другие сделаны из золота или слоновой кости, и все они изображали великого целителя, сопровождаемого его животными — собакой и змеей. Настоящие змеи были вовлечены в процесс исцеления. Когда пациент спал в одной из специальных храмовых «обителей сна», он обычно спал в присутствии некоторого количества крупных, но безобидных змей, которые жили в храме и довольно очевидно олицетворяли собой «небесного змея», обвившегося вокруг Эскулапа в созвездии Офиукус. Эти змеи были действительно «мудрыми», и их участие в процессе исцеления считалось очень существенным. 

 

Сновидец молился Эскулапу в надежде увидеть целительный сон; засыпая в святая святых храма, он надеялся увидеть сон, посланный богом, который будет содержать необходимую информацию, как о болезни, так и о лечении. Правильный сон означал правильное лечение. Если пациент действительно сделал все необходимые приготовления ко сну и достиг нужной чистоты, целостности и ясности восприятия, он видел именно такой сон. На первых порах существования лечения сновидениями пациент даже считался безнадежным, если правильный сон не приходил в первую же ночь, но по сохранившимся свидетельствам можно судить о том, что в более поздние времена, чтобы достичь результата, человек мог провести в храме снов три или четыре месяца. Когда нужный сон приходил, сновидец был обязан записать его. Самое эффективное исцеление происходило тогда, когда пациент и врач видели один и тот же сон в одно и то же время. Это считалось не просто исцелением, но чудом. Жрецы храма сначала действовали как психологи, помогая пациенту разгадать сон, а после как целители-травники прописывали ему лекарства, основываясь на послании, заключенном в сновидении.  

А. Гутман, К. Джонсон 

Запись на консультацию
Введите Ваше имя:
Введите Ваш e-mail:
Введите текст Вашего сообщения:
Код авторизации:

Rambler's Top100 Астрология